Цель: формирование нравственных качеств личности, уважительного
отношения к истории семьи, страны.
Задачи:
1.
Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
(составляющие на доске записать).
2.
Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность
сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и
взаимопомощи в семье.
3.
Сформулировать «правила» семейной жизни.
Идеальная семья немыслима без любви.
Любовь – это тепло, нежность, радость.
Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все
мы.
В. Высоцкий
Вступительное
слово классного руководителя:
Чтение
учащимся стихов о семье:
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это важное слово,
Об этом вам скажет каждый,
Семья – это солнце светит,
Семья – это звёзды на небе,
Семья – это всё любовь
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!.. А.В. Сидорова
Классный
руководитель: Ребята, в
какой семье хотелось бы вам жить? Почему?
Учащиеся
высказывают своё понимание хорошей семьи.
На доске
записываются слова, которые чаще всего звучали в выступлениях: уют,
спокойствие, любовь, согласие, дружба, здоровье.
Классный
руководитель: Каждому
человеку интересно больше узнать о своей семье, своих предков. Кем они были,
как жили, чем занимались. У каждой семьи своя история.
Классный
руководитель: В хорошей
дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и, самое
главное, любят друг друга. А когда любят друг друга, то свою любовь выражают
ласковыми словами.
По кругу
передаётся шкатулка, в которую учащиеся кладут листки с записанными словами.
Затем один учащийся зачитывает слова.
Классный
руководитель: Самые
старшие и уважаемы члены семьи – это бабушки и дедушки. Они могут находиться
рядом или жить вдалеке от вас, но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и
дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. В счастливой семье все
заботятся друг о друге, помогают во всём.
Классный
руководитель: Секрет
счастливой семьи – это дружба. Все члены семьи поддерживают друг друга,
помогают в трудную минуту, никогда не оставят в беде.
Классный
руководитель: Есть
такая пословица: “В здоровом теле – здоровый дух”. Если человек здоров – он
бодр, весел, радуется жизни и у него всё ладится. Поэтому в семье должны
заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье своих родных. Счастливая
семья – это здоровая семья.
Классный
руководитель: Кто может
подсказать, что ещё необходимо для того, чтобы семья была счастлива? Да, это
умение всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить своё свободное
время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится.
Учащимся
предлагается рассказать об увлечениях своей семьи.
Классный
руководитель: Посмотрите,
как расцвел наш красивый цветок – цветок “семейное счастье”. Берегите его!
Оказывается, семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, все
они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и
увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья.
Классный
руководитель: К идейным
ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма,
награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников.
Бережное отношение к реликвиям – источнику нравственной силы, идейно
убеждённости, духовной преемственности поколений отца и матери, которые погибли
в боях Великой Отечественной войны.
– Послушайте притчу и запишите смысл
притчи одним предложением.
Чтение притч
1.
« В давние времена жила одна семья, и в ней царили
любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у
главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился,
на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
2.
Волшебная копейка
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и
копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы
я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только
подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там —
тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а
теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей?
Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять
тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч
рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих
стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его
раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей
жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно,
лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...»
И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его,
глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
3.
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги
постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке
души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит
мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает.
А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как
раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу
поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и
разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно.
Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к
нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
*Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно
сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню
по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у
хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка
шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки:
«Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и
вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего
хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед
будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело
хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы
из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не
ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный
очаг!
* Притчу можно разобрать в
классе или дать для осмысливания дома.
4. - Ребята, что бы вы ещё добавили
к записанному, о чём мы ещё не сказали?
Уважайте мнение всех
членов семьи.
Старайтесь понять
каждого и, если надо, простить.
Никогда не смейтесь над
кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
Посмотрите, у нас появились правила
семейной жизни. Эти правила применимы и к школьной жизни, не так ли? Кто сможет
доказать?
Семья
Семья –
словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, “Я” - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо
думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь “Я”!
На
доске записаны незаконченные предложения.
Мама
и папа для меня самые…
Я
доверяю свои тайны…
Я
люблю бабушку за то….
Свою
семью я считаю…
Родным
я хочу пожелать…