С чего начинается Родина?
В родных местах ромашкой
пахнет ветер.
И до травинки вся земля твоя.
В родных местах и солнце ярче светит.
И серебристей голос у ручья.
Родина, родной
край. До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила
заключена в том, что нас окружает с детства? Думается, это выражение глубокой
привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое
дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты,
какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что
чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в
этом вопросе должны занять педагоги.
Я прожила в своем селе 53 года. И для меня
нет на Земле места ближе и роднее. Мои Родители-педагоги сумели воспитать меня
настоящим патриотом своего села, своей Родины.
Возможно,
известная поговорка права, что «всяк кулик свое болото хвалит». Но без этой
самой «хвалы», которую проще заменить словом любовь, невозможно представить
такое понятие как патриотизм. Ведь развивать в себе данное чувство нужно
начинать с небольшого, по крайней мере, с уважения к отчему дому и земле,
которая тебя вырастила, и которую ты называешь родным краем. Соприкасаясь
с этой удивительной родной природой и людьми, в очертаниях лиц которых видишь
близость, меня одолевает теплота, которая исходит из сердца. А стоит уехать в
другой регион, как начинаю понимать, что меня неодолимо тянет назад, в знакомую
среду, и чувствую, что незримая нить связывает меня с моим селом . Работая учителем истории в
Акимовской основной школе, всегда задумываюсь: «Как пробудить в ребенке чувство
любви к Родине?» Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо
его только грамотно усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо
воспитывать. Чувство любви к Родине у взрослого человека подобно большой реке.
Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой
реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. И ключик этот –
родной край, где человек родился и вырос. Чувство малой Родины со своим особым
обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется
у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души.
С этой отдельной и личной Родиной, человек приходит с годами к той большой
Родине, которая для всех одна. Именно поэтому я считаю, что для воспитания
достойного гражданина нашей страны необходимо в первую очередь обратиться к
изучению истории и культуры своего родного края.
Не будучи патриотом
сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Цель моей работы –
воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан Казахстана,
патриотов своего Отечества.
Ведя работу по
воспитанию любви к родному краю, я провожу работу по ознакомлению учащихся с земляками, с почетными тружениками
нашего села, с ветеранами Великой
Отечественной войны.
Большую работу
провожу на уроках с учащимися 5 класса по формированию
представлений о своей семье, своем роде. Учу их строить генеалогическое древо,
которое способствует составлению учащимися
рассказов о своей семье, о своей родословной.
Знакомлю детей с
родным селом, его
достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, главным городом
республики- ее столицей Астаной, и
другими городами . В своей практике я использую разнообразные формы работы с детьми,
педагогами и родителями.
Знакомлю с
народными героями. Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае,
я понимаю, что эта информация трогает
детские сердца.
Участвую в
проведении государственных праздников. Провожу
внеклассные мероприятия о государственных символах РК, о культуре Казахстана, подбираю интересный
материал для проведения линеек, посвященных юбилеям выдающихся людей Казахстана.
В нашем селе
проживают люди многих национальностей,
поэтому я провожу занятия по
ознакомлению с традициями, обычаями других народов. В целях воспитания
толерантности, провожу работу с ближайшим окружением учащихся тех народностей,
представители которых есть в нашей школе.
Вся работа по духовно-нравственному воспитанию
проходится в тесном контакте с семьей. Родители
- активные участники всех праздников, помогают в оформлении фотовыставок о
родном селе, о родном крае, участвуют в конкурсах рисунков, поделок.
В Концепции развития
образования Республики Казахстан говорится об одной из основных задач, стоящих
перед нами: «Изучать родной край, как часть всемирной географии, заложить,
таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности и
неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, чувство
гордости к успехам родного края и сострадания к его проблемам». Одним из путей
решения этой задачи является изучение истории родного края. Сегодня ни один предмет в
учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это
понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё
место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это
невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей
Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны,
поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру
своего края.
И
здесь важны не только желание учителя, но и стремление самих детей приобщиться
к истории страны, своей малой родины. Я рада, что у моих ребят это стремление
есть. И я хочу воспитать из своих
учеников настоящих патриотов.
О, родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я
сильней!
Ты ведь мне и семья, и родня,
И опора моя до последнего дня,
И последний приют для меня.